Современный интернет-магазин — это, как правило, стартап, где на благо дела трудятся всего несколько человек. Они отвечают за кадры и инвестиции, занимаются рекламой и бизнес-процессами. Конечно, речь идёт о созданных в интернете и для интернета ресурсах, а не об онлайн-представительствах крупных торговых сетей.
На сегодняшний день в России работает около 40 000 online-магазинов. Ежедневно они закрываются, но на их место немедленно приходят другие. Генеральный директор Яндекс.Маркет Павел Алешин рассказал о том, почему закрываются новые интернет-магазины, и о каких ошибках должен знать каждый начинающий стартапер.
Для интернет-магазина не подойдёт абы какой сайт — он должен быть продуманным. Не стоит останавливаться на скучных шаблонах, но и чрезмерное количество «украшений» (флэш-анимации, безумные сочетания цветов и неудобоваримые шрифты) посетителям вряд ли понравится, «мишура» отвлекает от главного — от покупки. Статистика подсказывает, что чем проще и понятнее ресурс, тем выше вероятность, что посетитель вернётся за повторной покупкой. Взгляните ради любопытства на какие-нибудь раскрученные площадки для онлайн-шопинга, например, на Ebay или AliExpress: всё просто, лаконично, чётко и по делу.
То же самое касается мобильных приложений. Если крупная торговая сеть может потратиться на хорошее приложение, его обслуживание и продвижение, то небольшой магазин рискует потерять как деньги, так и клиентов. Стоит включить и банальную логику: мы узнали, что в России около 40 000 интернет-магазинов. Станет ли клиент скачивать 40 000 приложений? Нет, конечно, — топы магазинов приложений удерживают агрегаторы и маркетплейсы. А вот мобильная верстка, то есть возможность корректного просмотра сайта с любого мобильного устройства, интернет-магазину очень поможет. И стоить она, к слову, будет существенно дешевле.
Технической проблемой являются и неполадки со связью. Год назад эксперты Яндекс.Маркет провели исследование, которое выявило, что в будние дни сотрудники интернет-магазинов не принимают до 25% звонков клиентов, а в выходные — до 40%. Стали бы вы звонить снова, если бы вас так некрасиво «продинамили», пусть даже всего один раз? Иными словами, вопрос связи должен быть решён любыми способами, с подключением мобильных телефонов, переадресации и альтернативных каналов.
Да, речь идёт о рекламе. Недавно включившиеся в дело владельцы интернет-магазинов часто склонны к радикальности, особенно в вопросе рекламы: либо они совсем не рекламируют свой магазин, либо тратят на рекламу весь бюджет.
Как правильно, спросите вы? Правильно — придерживаться золотой середины. Без рекламы с мёртвой точки не сдвинуться никак, но и вкладывать абсолютно все деньги в рекламу, особенно если мы говорим о рекламе в интернете, довольно необдуманно. Гораздо эффективнее будет перебирать разные варианты, от размещения баннеров на площадках с целевой аудиторией до SMM. ОБЯЗАТЕЛЬНО собирать и анализировать результаты различных рекламных действий (в количестве контактов, заказов) и вновь вкладывать деньги в то, что принесло ощутимую пользу.
Стоит учитывать и тот факт, что сейчас вещи быстро становятся модными и так же быстро перестают таковыми быть. Та же электроника в 2015 году переживала кризис: продажи в офлайн-магазинах упали на 37%, а в онлайн — на 25%. Если интернет-магазин монобрендовый или специализируется исключительно на дорогостоящей электронике, падение спроса может стать по-настоящему фатальным. Пользователи никогда не перестанут покупать смартфоны, но могут отказаться от дорогих моделей в пользу более доступных.
Часть товаров со временем заменяется на более продвинутые разновидности, часть просто теряет в спросе. Некогда огромной востребованностью пользовались мультиварки, однако спрос на них быстро угас, потому что те, кто хотел их купить, уже это сделали, а срок эксплуатации подобных товаров исчисляется годами, значит, повторных заказов ожидать в ближайшее время не стоит.
Иными словами, нужно пристально следить за трендами и корректировать ассортимент в зависимости от настроений целевой аудитории. Быстро вводить новинки и так же быстро избавляться от товаров, спрос на которые снижается, причем делать это, невзирая на упущенную запланированную прибыль. Хранение неликвидного товара тоже стоит денег, при этом вероятность его продажи снижается ежедневно.
А ещё есть товары, которые попросту не вписываются в стандартный сценарий продажи в интернет-магазинах. Это касается, в частности, некоторых категорий продуктов питания. Тогда как люди охотно заказывают в интернете крупы, консервы, полуфабрикаты и другую пищу в заводской упаковке, доверить приобретение мяса или фруктов другим людям они не могут. Вдруг яблоко попадётся мятое? Вдруг мясо будет не свежее? Именно поэтому во многих онлайн-супермаркетах такие категории вовсе отсутствуют.
Нестандартно разворачивается и сценарий покупки очень дорогостоящей техники. Покупатели, как правило, ищут нужный вариант в интернете, активно сравнивают, читают отзывы, вот только покупать всё равно едут в офлайн-магазин. В таких ситуациях ритейлеры организуют «симбиоз» офлайн- и онлайн-маркетов, позволяя покупателям сначала выбрать товар на сайте, а потом приехать и посмотреть на него «вживую».
Подпортить «жизнь» молодому интернет-магазину могут и внешние причины, от которых никто, увы, не застрахован. К примеру, появление на рынке крупного международного или всероссийского ритейлера сильно вредит локальным брендам.
Что делать в такой ситуации? Выбирать правильную тактику. Статистика Яндекс.Маркет подсказывает, что доля федеральных сетей в крупных городах составляет всего 40%, тогда как оставшиеся 60% забирают локальные бренды. Все довольны — места хватает всем.
Комментарии
Пока никто не оставлял здесь комментариев.