Каждый день я хожу мимо магазина, на витрине которого написано:
«НАШИ ЦЕНЫ ЕЩЁ ДЕШЕВЛЕ»,
и каждый день я испытываю из-за этого целую гамму эмоций. Отрицательных. Иногда это недоумение.
Магазин относится к довольно большой сети, и он был здесь пять лет назад. Наверное, когда маркетологи сети заметили ошибку, слоган распространился на листовки, буклеты и партнёрские материалы, попал на сайт. Они решили, что менять что-то слишком поздно, и оставили всё как есть.
Можно сказать: большинство ничего не заметит, а если заметит, то проигнорирует, ведь магазин продаёт не учебники русского языка и не услуги корректуры. Какая разница, что там с грамматикой, главное, чтобы продукты были свежими, а из вещей не торчали нитки.
Но всё не совсем так. Даже если отбросить этический момент, исследования показали, что ошибки и опечатки влияют на успешность рекламной кампании. И отнюдь не положительным образом.
Исследование ребят из Grammarly, которые создали приложение для поиска ошибок в текстах, показало, что чем больше ошибок совершает человек, тем меньше доверия он вызывает. Таких людей реже повышают. Их карьера складывается хуже.
Usability.gov — они занимаются созданием удобных веб-сайтов — выяснили, что отсутствие грамматических ошибок — один из ключевых факторов при завоевании доверия пользователей. И самые строгие судьи в отношении грамматики — люди до 28 лет. Скорее всего, они просто уйдут с неграмотной страницы.
Маркетологи из ImpactBND подчеркнули, что для любой компании важно произвести положительное первое впечатление. И безграмотность — то, что заставит потенциальных клиентов задуматься: а вдруг их товар тоже некачественный?
И наконец, ключевые слова. Это касается только сайтов, но единственная опечатка в «ключевике» способна сократить посещаемость на 80%.
И я всё равно вернусь к этическому моменту. Мы говорим на русском языке. Мы пишем на русском языке, а письменная речь — основной способ продавать в интернете. Это не значит, что каждый человек обязан быть абсолютно грамотным, но значит, что чем меньше ошибок на веб-странице, тем лучше для вас, клиентов и вселенной.
Так вы вносите вклад в чистоту русского языка.
А еще я подскажу, что можно сделать прямо сейчас:
Заменить «Вы» на «вы». «Выканье» с заглавной буквы осталось в официальной переписке, но ушло из остальных сфер. Заглавное «Вы» даже несет негативную коннотацию: какой-нибудь молодой клиент может решить, что таким образом вы пытаетесь его задеть.
Сделать предложения проще и короче. Самый верный способ разобраться с нагромождением запятых — сократить длину предложения. Вместо одного длинного сделайте два коротких. И воспринимать текст тоже будет проще.
Воспользоваться программами проверки орфографии. Многие жуткие опечатки можно предотвратить простой проверкой орфографии в «Ворде», «Опен Офисе» и «Либре». Если под рукой ничего такого нет, можно поискать любую онлайн-программу.
Перечитать текст по словам с конца. Многочисленные проверки «замыливают» взгляд. По-хорошему, текст стоит отложить хотя бы на несколько часов, а потом перечитать на чистую голову. Но если возможности нет, просто прочитайте его по словам с конца. Это поможет.
Обратиться к корректору. Тут все понятно. Корректор исправит ошибки, а копирайтер — еще и стилистические проблемы.
Сегодня я снова пойду мимо вывески про дешевые цены, которая сводит меня с ума уже который год.
И задумаюсь о том, что все-таки важнее: придерживаться брендинга, даже зная, что в нем допущена ошибка, или придумать что-нибудь другое.